**Работа АКПП с ручным переключением передач (типтроник)**
Акпп с ручным переключением передач, также известная как типтроник, сочетает в себе преимущества автоматической и механической коробок передач. Она позволяет водителям переключать передачи вручную, сохраняя при этом удобство автоматического переключения передач.
**Основные компоненты:**
* **Гидротрансформатор:** Преобразует крутящий момент двигателя и обеспечивает плавное включение передач.
* **Планетарная коробка передач:** Использует шестерни и тормозные ленты для выбора передаточного отношения.
* **Гидравлический блок управления:** Управляет переключением передач и сцеплениями на основе входных данных от датчиков и селектора передач.
* **Селектор передач:** Позволяет водителю выбирать положение «D» для автоматического переключения передач или ручное переключение передач с помощью рычага или подрулевых лепестков.
**Принцип работы:**
1. **Автоматический режим (положение «D»):**
— АКПП самостоятельно выбирает и переключает передачи в зависимости от скорости, оборотов двигателя и нагрузки.
2. **Ручной режим:**
— Водитель переключает передачи с помощью рычага или подрулевых лепестков.
— АКПП напрямую подключает выбранную передачу, передавая крутящий момент от двигателя к трансмиссии.
3. **Защита двигателя:**
— Электронный блок управления коробкой передач контролирует обороты двигателя и не позволяет переключать передачи на небезопасные обороты.
4. **Вынужденное переключение передач:**
— Если обороты двигателя слишком высоки или низки, АКПП переключается на такую передачу, которая соответствует текущим условиям вождения.
**Преимущества:**
* Улучшенный контроль над автомобилем
* Возможность выбирать оптимальные передаточные отношения для улучшения динамики или экономии топлива
* Снижение износа сцепления и коробки передач
* Возможность торможения двигателем на крутых спусках
**Недостатки:**
* Требует вмешательства водителя, что может отвлекать от дороги
* Более сложная конструкция по сравнению с обычными АКПП